Перейти на новую версию сайта
Театр
  • 6+

    "Русские классики". "Скрябин-Чайковский"

    Концерт в рамках цикла «Русские классики»

    В программе концерта: А.Н. Скрябин «Концерт для фортепиано с оркестром»

    В 1896 году 25-летний Александр Скрябин вернулся из заграничного турне, организованного издателем и меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым, и буквально на одном дыхании написал свой единственный Концерт для фортепиано с оркестром. В его композиторском багаже было уже немало салонной фортепианной музыки, но с оркестром Скрябин имел дело практически в первый раз.

    В Российской национальной библиотеке хранится партитура Концерта для фортепиано с оркестром, записанная автором простым карандашом и переданная М. П. Беляевым, вместе с другими рукописями его издательства в 1900 г.

    В трех частях концерта применены разные модели взаимоотношений участников. В первой части оркестровые инструменты будто становятся продолжением струн фортепиано. Оркестр постепенно присоединяется к звучанию рояля, подхватывает его и возносит к мощным кульминациям. Во второй части, написанной в форме вариаций, оркестр аккомпанирует роялю, ну а в третьей – соперничает с ним. Солист — лауреат международных конкурсов Максим Тимофеев (Ростов-на-Дону).

    П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»«Торжественная увертюра «1812 год»

    Человек, чье имя, стоит на одном из первых мест среди композиторов, произведения которых звучат наиболее часто во всем мире. Его фигура композитора-симфониста, поднявшего русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту, возвышается среди великих художников XIX века.

    Увертюра «Ромео и Джульетта» не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет.

    Сюжет появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М.А.Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение.

    Осенью 1869 года Чайковский сочинил 1 редакцию увертюры. В письмах к Балакиреву он знакомил его не только с ходом сочинения, но и с музыкальными темами, которые лежали в основе всей композиции. Однако Балакирев остался не доволен музыкой, сочиненной Чайковским, и уговорил его переделать увертюру. Чайковский послушал Балакирева и основательно переработал увертюру, но и новой редакцией Балакирев был не вполне доволен.

    Вернулся к этому произведению Чайковский лишь спустя десять лет. Он вновь обратился к музыке «Ромео и Джульетты», сделал 3 редакцию увертюры, которая широко известна и сегодня в исполнительской практике. В этом виде впервые «Ромео и Джульетта» была исполнена в Тифлисе, в 1886 году под управлением М.М.Ипполитова-Иванова.

    Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы шекспировской трагедии. Особенное восхищение вызвала тема любви, о которой Н.А.Римский-Корсаков писал: «До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!» Кубанский симфонический оркестрДирижер — Денис Ивенский

Актуальных мероприятий нет
Рейтинг@Mail.ru